Skip to content

Как повысить качество государственных сайтов?

На одном из мероприятий планируется доклад о качестве государственных сайтах и методах его повышения. Полный доклад готовит Иван Бегтин, я внесла несколько моих тезисов.

Начнем с того, что качество государственных сайтов упало после относительных высот, достигнутых в 2010-2011 годах. Тогда вступил в действие 8 ФЗ и регулирующее его исполнение Постановление Правительства, Минэкономразвития вел большой мониторинг исполнения всех пунктов, и за проблемы с исполнением устраивали иногда выволочки на уровне министров. Огорченный министр давал отрицательное подкрепление по всей цепочке ответственных и, в итоге, на ведомственном сайте появлялась информация о всех ФЦП, свежие документы и действующие телефоны департаментов. Сейчас фокус внимания сместился, и министерский портал может месяцами висеть с очевидным нарушением, и ничего не случится.

При этом, если брать последние 10 лет — то есть, примерный срок существования государственного веба в его современном виде, произошло еще несколько интересных вещей. Во-первых, внешний вид всех госсайтов улучшился. Монстров из начала нулевых осталось совсем мало.

Средний госсайт выглядит вполне себе аккуратненько. Что не делает его обязательно хорошим — вот в чем беда. Веселые нарядные лэндинги тоже делать (вернее, заказывать) научились.

Второе — появилось немногочисленное новое поколение очень больших и очень крутых госсайтов. Над ними работают годами огромные команды и получается продукт мирового класса. Я о kremlin.ru, который, в отдельных своих решениях даже слишком хороший и слишком сложный для своей задачи, возможно, после окончания бета-тестирования, таким же примером выдающегося городского портала нужно будет признать mos.ru. То, что эти мегапорталы у есть — хорошо для всех нас, то, что по ним меряют уровень развития всего госвеба и успокаиваются — плохо.

Третье обстоятельство состоит в том, что за официальными порталами ФОИВ еще есть какой-то присмотр, а десятки сайтов-сателитов живут своей бесконтрольной и часто довольно жалкой жизнью. Без правил, без мониторинга, многие — без открытой статистики.

Средний «главный информационный портал» может быть и таким:

Портал Здоровье работающего населения

с посещаемостью два человека в день, один из которых — я. Или таким:

Сайт ГИБДД для детей

с непонятной посещаемостью и метриками.

У нас даже каталога этих сайтов нет, никто толком не знает, сколько их. Что там говорить о мониторинге, сопоставлении ТЗ и результата, оценки достижения каких-то внятных ключевых показателей. Сколько стоит один контакт с гражданином на портале «Здоровье работающего населения»? С такой бурной посещаемостью, вероятно, очень дорого.

Поскольку я перестала быть разработчиком и стала консалтером, то есть, перешла на сторону заказчика, могу точно сказать, что нужно сделать для повышения качества государственных сайтов на фоне резкого снижения цены эффективного контакта с целевым пользователем:
  1. Начать указывать подрядчика и субподрядчиков на всех сайтах. Долгое время эта мысль вызывала брезгливое отторжение: «Что это мы, частную компанию рекламировать будем?», сейчас отношение начало меняться. Во-первых, это не реклама, и не стоит переживать, что разработчик наживет с упоминания на министерском сайте особый барыш. Я проверяла. Во-вторых, при всей номинальной прозрачности госзакупок, реальную картину, кто что наделал, увидеть невозможно. Свежий рейтинг разработчиков сайтов органов власти, госорганов и корпораций помогает плохо, потому что участвуют в нем только по самозаписи, обобщить информацию весьма затруднительно, ну и значительная часть ссылок на работы победителя не показана.
  1. Повышать культуру разработки ТЗ. «ТЗ и ЧТЗ по ГОСТу» все научились писать, потому что это очень легко: шаблон документа дает такой дикий объем, что о содержательной части можно особенно не беспокоиться. Я сейчас проделала небольшой эксперимент: отметила в техническом задании (не по ГОСТу) из конкурсной документации на разработку некого информационного портала с стартовой ценой около 10 миллионов рублей собственно описание работ и получилось: смысл технического задания первая часть — перечень нормативных документов, включая Конституцию Российской Федерации, и общие цели-задачи, длинная таблица — это тоже самое, что в выделенном зеленым, только с сроками этапов и названиями отчетных документов, которые еще раз повторяют содержание работ. Как вы понимаете, две страницы могут быть ТЗ для лэндинга или там блога на WP, но не здорового портала. Тем более, что и в содержательной части техзадания много общих выражений типа «единый дизайн представления веб-контента». И я знаю, как пойдет дело после заключения госконтракта: разработчик будет действовать сообразно своему пониманию ТЗ (минимизировать трудозатраты), заказчик или будет отжимать из разработчика объем работ сообразно своему видению результата, которого в документе просто нет, либо, если разработчик окажется наглым и зубастым, страдать. Все это приведет к суровым затратам времени с обеих сторон, общей нервности и не совсем тому результату, который изначально предполагал заказчик. Вы можете сказать, что исполнитель сам написал это недоТЗ, и все уже понятно, половина работ — сделана, но нет. Как раз это не тот случай, когда выставляется мегаконтракт с сроком выполнения в 1 месяц, да и там по-разному бывает.
  2. Проект и ТЗ необходимо делать отдельно от разработки по своему небольшому контракту, который может включать еще и проектное управление. Потому что составление ТЗ самому себе — конфликт интересов и нездоровая практика. 200-300-500 тысяч на этот контракт сэкономят несколько миллионов рублей: проработанное ТЗ снизит риски исполнителей, и они смогут не закладывать в цену неизбежные при непонятном техзадании переработки и переделки, на конкурс придут новые свежие игроки, готовые работать в прозрачной ситуации. Возможно, окажется, что все цели и задачи реализуются не разработкой нового решения, а готовым продуктом, который нужно только настроить.
  3. ТЗ на разработку, модернизацию/развитие и поддержку нужно публиковать на каком-то понятном одном ресурсе и давать возможность сопоставить заявленные требования с результатами
  4. И самое главное — основное условие создание качественных государственных сайтов — перенос практик, принятых в коммерческом секторе: UX, работа с пользовательскими сценариями, развернутая работа с аналитикой. Ни один подрядчик не покроет все своими компетенциями, поэтому при выполнении крупных работ нужно быть готовыми к созданию объединенной команды из нескольких организаций-смежников. В этой ситуации особенно важно проработанное ТЗ и проектное управление.

Это первая часть тезисов, продолжение следует.

  • NikitaKuznetsov

    Добрый, день.

    Я думаю, что 4 пункт можно трактовать по разному, не хотелось бы, чтобы его трактовали как призыв к переносу принятых в e-commerce секторе практик на государственные сайты.

    Задачи бизнеса и государства очень сильно разнятся, прежде всего, бизнесу нужно удержать клиента, продать ему больше, заставить его не покидать сайты.
    Задача государства, максимально просто и быстро удовлетворить задачи граждан, чем быстрее, тем лучше.

    Инструменты при этом действительно могут использоваться похожие, но их результаты интерпретировать следует по-другому. Некоторые инструменты надо адаптировать или разрабатывать заново.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Добрый день!

    Я согласна с тем, что прямого копирования быть не может, но и у e-commerce нет какой-то однородной задачи: кто-то гонит на быструю конверсию (типа сайтов продажи билетов), кто-то хочет установить отношения с пользователями и показать ему много всякого (сложные продукты и услуги, в которых нужно разбираться). Водить кругами по сайту и наращивать количество отсмотренных страниц хочет, скорее, средний слой электронных медиа.

    Важно что: в большом e-commerce каждый пользователь посчитан и измерен. Если где-то на сайте проседает конверсия хоть в чем-то, это сразу видно, люди начинают бить тревогу, выяснять, что изменилось, потому что каждая сотая конверсии — конкретные деньги. Вот это отношение.

    Применение и адаптация инструментария e-commerce для государства кажется мне интереснейшей задачей.

  • Артем Геллер

    На этой планете не существует ни одного госсайта, который в таком режиме разрабатывается. :-(

  • Галина Дунаева

    прекрасная тема! только недавно мониторила региональные сайты детских организаций — ими никто не занимается! видимо деньги выделяются, но до финиша не доходят.

  • bosenok

    Про сайты детских организаций не скажу. Но вот столкнулся с сайтом Муниципального Образования, я хочу сказать что бюджеты там действительно очень маленькие и вопреки расхожему мнению их никто не пилит — отдают все до копейки, но даже при этом там «совсем негусто» на данную статью расходов (или как это по правильному называется). Но желание сделать так, чтобы не было «за державу обидно» отчасти компенсирует маленький бюджет. Но кто, если не мы сами сделаем свою страну лучше? К сожалению так думают не все.

  • Галина Дунаева

    А вот это уже просто позор! Чиновники муниципального образования значит не соответствуют своим должностям. 70% успеха зависит от его организации и вполне можно было студентов привлечь по профилю. Просто удивляет — для чего учат молодёжь? Ландшафтные дизайнеры без работы сидят, а города неухоженные и заброшенные.

    У наших бесполезных чинуш появилась новая песня — давайте вместе сделаем страну лучше. А за что они тогда деньги получают? За бумажную волокиту, которую по всей стране распространили. Уж вам ли не знать, что цивилизация появилось тогда, когда появилось разделение труда.

    Раньше только и слышно было, что у нас народ такой-сякой, бумажки бросает. Да и везде так, а почему у нас должно быть лучше. Детский сад — ей-богу… Теперь валим всё на маленький бюджет и на несознательность трудового класса, который не хочет делать за кого-то его работу.

  • bosenok

    Слава богу (или еще кому-нибудь), что студентов по профилю мало кто догадывается привлекать для создания таких сайтов. Тут взрослые люди по профилю иногда такого наделают, что за голову хватаешься, а вы студентов предлагаете (про единичные случаи талантливых и уже опытных студентов я не говорю, т.к. это исключение из правил)
    «У наших бесполезных чинуш появилась новая песня — давайте вместе сделаем страну лучше.» Вы опять ошиблись, желание сделать свою страну лучше — это исключительно мое желание.
    Бумажная волокита — это плохая реализация, полезного начинания.
    «Уж вам ли не знать, что цивилизация появилось тогда, когда появилось разделение труда.» В данном случае проблема в делегировании на слишком низкий уровень… Тут нужен эффект синергии, зачем 10000 раз изобретать велосипед (сайт муниципального образования), когда можно сделать одно шикарное типовое решение и мультиплицировать его.

    Но пока работаем с тем что есть.

Shares