Skip to content

Рабочая группа по направлению «Открытости государственных данных»

Open data вошли в государственную повестку — Минкомсвязи многократно подтвердило, что да, надо заниматься, Минэкономразвития заказало и уже, фактически, приняло концепцию развития открытых государственных данных Российской Федерации, другие игроки тоже по-своему этим занимаются. В какой-то момент — после большой серии конференций и круглых столов на эту тему — я начала всерьез опасаться, что сейчас эту тему заболтают до полного отвращения, и она потонет, как и много других хороших тем. Тем более, что один идеальный (с точки зрения наличия ценных для настоящих живых людей данных) игрок начал работу над классическим порталом open data, но потом стремительно скатился к «сайту, понятному бабушкам». То, что data.gov не представляет никакого интереса для среднестатистической американской дамы golden age, никого не смущает.

Открытые данные — это очень простой и понятный концепт, который из-за своей фундаментальности очень сложно внедряется. Мне кажется, что сейчас у него появился некоторый шанс. Открытое правительство запустило рабочую группу, которая отличается двумя важными качествами:

  • члены рабочей группы заинтересованы в собственных проектах на основе открытых данных
  • у членов рабочей группы есть ресурсы по доступу к данным, их легализации, формализации, обработки и запуска в дальнейшее использование.

Не по порядку: ВШЭ — давно претендует на ведущую роль в развитии российских государственны open data (под эгидой вышки открыт российский офис W3C, что тоже немаловажно), Интерфаксу нужны все чистые потоки информации, чтобы усиливать клиентские сервисы, Яндекс — один из крупнейших покупателей данных и поставщиков сервисов, РАЭК — понятно, наша с Иваном Бегтиным «Информационная культура» — понятно. Руководитель группы — министр РФ М.А. Абызов.

Повестка работы группы состоит в очевидных направлениях:

  • выявление потоков информации у ведомств, которые являются потенциальными открытыми данными
  • разработка необходимых изменений нормативно-правовой базы (их больше, чем кажется на первый взгляд)
  • создание (и применение) методики оценки качества государственных открытых данных
  • экспертная и методическая поддержка как ведомств, так и разработчиков, которые заинтересованы в открытых данных

Там много формальной работы, поскольку необходимо согласовать между собой ряд уже сделанных поручений по открытым данным — в разные планы и программы уже вошли отдельные фрагменты необходимых действий, но без координации они все сработают вразнобой, разнообразная бюрократическая деятельность, без которой, тем не менее, невозможно никакое применение open data в серьезном бизнесе.

Мне нравится одно из идеологических направлений работы группы — это акцент не столько на открытых данных для прозрачности, сколько открытых данных для прибыльности.  Прибыльность — гораздо более мощная ценность, чем прозрачность, поэтому организовать работоспособное лобби применимых в понятных бизнесах открытых данных намного более практичный сценарий, чем биться за подотчетность и прозрачность. Играть в бизнес на открытых данных мне кажется очень верным. Другое дело, что еще нигде в мире это толком не получилось. Есть отдельные занятные кейсы, есть победные пресс-релизы с рассказами об абстрактном вкладе в экономику, но хороших цифр нет. Что тоже создает интересную возможность.

Сегодня в девять очередное заседание рабочей группы. Вернусь — расскажу, что было.

Похожие статьи

Shares