Skip to content

Открытые данные Соединенного Королевства: организационная структура

Мы с коллегами как-то начали считать количество ответственных за открытые данные в России, и сбились. Было бы полезно посмотреть организационную структуру этой работы в других странах. По моей просьбе Юлия Митяева подготовила небольшой обзор о Великоберитании, который станет первым в серии.

Основными рабочими органами по открытым данным в настоящее время являются два совещательных органа – Рабочая группа по открытым данным (Public Data Group), которая была создана первой и в дальнейшем не упразднена, и Совет по стратегии открытых данных (Data Strategy Board), который появился несколько позже. Вначале предполагалось, что Рабочая группа будет преобразована в единую Корпорацию данных (Public Data Corporation), но от этой идеи решили отказаться. В первую группу, соответственно, вошли несколько крупнейших ведомств – поставщиков, вторая больше сосредоточена на стратегии открытых данных и возможностях их применения бизнесом и гражданами.

Рабочая группа по открытым данным (Public Data Group)

Рабочая группа, которая была создана в июне 2012 года, включает в себя представителей четырех ведомств, имеющих в своем распоряжении полезные данные, это:

За время работы группы был создан Совет по стратегии открытых данных (Data Strategy Board), Группа потребителей открытых данных (Open Data User Group) на портале открытых данных, разработана открытая лицензия на использование государственной информации (Open Government License).

Совет по стратегии открытых данных (Data Strategy Board)

Если главная цель Рабочей группы была продемонстрировать плюсы доступа к государственным данным, то цель появившегося Совета – повышение конкурентоспособности экономики и улучшение предоставления государственных услуг.

В совет, помимо представителей ведомств и чиновников, входят представители бизнеса и сообщества открытых данных. Основные усилия Совета направлены на:

  • использование открытых данных в погодных сервисах, для чего была учреждена специальная группа (Public Weather Service Customer Group)
  • использование открытых данных для развития карт и картографии, для чего было подписано специальное соглашение по использованию гео-данных между государственными органами (Public Sector Mapping Agreement)
  • проведение консультаций по выявлению приоритетов в раскрытии данных, для чего была создана Группа потребителей открытых данных (Open Data User Group).

С момента своего создания Совет, в который входит 11 представителей от госсектора, бизнеса и профессионального сообщества, заседал всего 4 раза. Все документы по повестке и итогам обсуждения в открытом доступе.

Фонды, программы и поддержка открытых данных

Для развития направления открытых данных было создано три основных инструмента поддержки:

  • Фонд  Совета стратегии открытых данных (Data Strategy Board Breakthrough Fund)
  • Программа развития открытых данных (Open Data Immersion Programme)
  • Отдельные трансферты для модернизации картографии и топографической службы, с тем, чтобы эти данные стали доступны широкому кругу пользователей.

До 2015 года с помощью этих инструментов будет распределено порядка 8 млн. фунтов стерлингов инвестиций. Программа стартует в апреле 2013 года.

Еще один вариант для бизнеса – так называемые «инновационные ваучеры» (Innovation Vauchers). Эта схема появилась достаточно давно, просто теперь в нее включили и направление открытых данных. Сумма одного ваучера – 5 тыс. фунтов стерлингов.

Исследовательские центры

Крупнейшим исследовательским центром является  ODI – Институт открытых данных (Open Data Institute). ODI является инициатором Open Data Immersion Programme –  программы «погружения» в открытые данных, которая, кстати, была запущена 23 февраля – в День открытых данных.

Программа рассчитана на три года, она разработана специально для поддержки и организации мероприятий для малого и среднего бизнеса и стартапов в области открытых данных. Ключевые моменты  программы:

  • Проведение отраслевых мероприятий, конференций и семинаров, на которых будут обсуждаться вызовы и пути решений на рынке открытых данных
  • Доведение проектов-лидеров до вразумительной начальной стадии разработки
  • Денежные призы для предпосевных проектов
  • Наиболее успешные команды будут включены в инкубатор ODI
  • Дальнейшая поддержка идей в виде «инновационных ваучеров».

По сути, программа направлена на развитие рынка открытых данных и формирование бизнес-моделей на этой основе. Программа будет состоять из серий, длительностью в 9 месяцев каждая, то есть за три года будет проведено 4 серии. Каждая серия посвящена определенному сектору, тема первой – Преступление и правосудие. В течение 9 месяцев участники серии и их проекты пройдут несколько этапов:

  • Начальный этап, где участники и эксперты будут думать над постановкой проблем и задач
  • Этап разработки и развития проектов
  • Творческий уикэнд по доработке, тестированию и оценке проектов, награждение победителей
  • Обзор проектов-победителей, дополнительная экспертиза.

Уже запустили серию Crime and Justice, бюджет серии – 70 тыс. фунтов стерлингов.

Похожие статьи

Shares