Прочитала книжку Civic Apps Competition Handbook A Guide to Planning, Organizing, and Troubleshooting — конкурсы приложений на основе открытых данных: планирование, организация, решение проблем.
В ближайшее время совершенно неизбежна волна самых разных конкурсов вокруг открытых данных, поэтому книжка может оказаться полезной. Она совсем небольшая — 77 страниц, дешевая — 5 долларов в электронном виде, если читаете на английском и что-нибудь такое организовываете, то купите.
Две самые интересные части книги: рабочие цели и метрики конкурсов, пример сметы конкурса
Зачем вообще нужны эти конкурсы? Как определять, получилось или нет, в чем ROI? Вся индустрия конкурсов на открытых данных переживает сейчас небольшой кризис обманутых ожиданий: организаторы первых мероприятий слишком много обещали и слишком странно отчитывались, что несколько подорвало репутацию идеи в целом. Первое из подобных соревнований Apps for Democracy прошло при поддержке Вашингтона в 2008 году, по официальным данным было заявлено, что его организация обошлась администрации в 50 000 $, а цена полученных приложений составляет 2 300 000 $ — 4000% возврат инвестиций, выгодней, чем торговля кокаином. Еще обещали резкое повышение уровня вовлечения граждан в госуправление, уровня подоточетности властей и общей прозрачности. Стал ли после этого Washington D.C. землей-Утопией — нет. Правдивы ли эти цифры — тоже нет, потому что потратили больше 50 000 $, назад деньгами не получили ничего, поскольку сумма стоимости человеко-часов, потраченных на конкурсные приложения, очевидно, не является какой-либо прибылью. Это просто чье-то потраченное время. Полезность конкурсных приложений тоже остается под вопросом.
Авторы предлагают следующие реалистичные (по их мнению) полезные результаты конкурсов и метрики, по которым можно определять успешность их достижения. Это одна из самых полезных страниц книги:
- Цель: Повышение уровня знания о доступных источниках государственных данных
- Метрики: количество просмотров наборов данных, задействованных в конкурсе, количество участников хакатонов и других мероприятий для разработчиков, количество твиттов с хештегом конкурса, количество конкурсных приложений
- Цель: Повышение уровня вовлечения государственных открытых данных в работу общественных организаций.
- Метрики: Количество запросов на конкретные наборы данных со стороны общественных организаций, количество приложений, поданных совместно с некоммерческими организациями, разнообразие типов организаций — участников конкурса
- Цель: Повышение уровня знания о государственных открытых данных со стороны общественности
- Метрики: количество упоминаний конкурса в прессе, количество участников «народного голосования»
- Цель: Создание полезных приложений на основе открытых данных
- Метрики: Количество поданных на конкурс приложений, количество участников мероприятий
- Цель: Повышение уровня прозрачности госорганов
- Метрики: Количество наборов данных, задействованных в конкурсе, количество ошибок и проблем, выявленных в гос датасетах, количество исправленных ошибок
- Цель: Стимуляция инноваций
- Метрики: Количество конкурсных приложений, которые развились в бизнесы, количество приложений, которые интегрировались в существующие бизнесы, количество приложений, которые используются дольше года, количество закачек/установок приложений
- Цель: Выявление приоритетов в раскрытии данных методами краудсорсинга
- Метрики: Количество новых запросов на раскрытие наборов данных со стороны бизнеса и некоммерческих организаций, количество датасетов, которые получили больший приоритет в раскрытии благодаря общественному запросу
- Цель: Создание сообщества вокруг открытых данных
- Метрики: Количество приложений, созданных в сотрудничестве между разработчиками и НКО, разработчиками и госорганами (мунициальными властями), количество посетителей государственных каталогов открытых данных, количество исправленных ошибок и проблем в датасетах, количество участников мероприятий, количество публикаций в личных блогах разработчиков.
- Стоимость подготовки данных для администрации. Варьируется — от 0 до восьмерки, повернутой на 90 градусов
- Призовой фонд. Может быть разным, в нашем конкурсе Apps4Russia фонд был около 10 000 $, один из самых больших призовых фондов разрыгрывался в 2011 г. на конкурсе Apps for Communities — 100 000$. Интересно, что прямой корреляции между количеством заявок и призовым фондом нет.
- Веб-платформа, обеспечивающая механику конкурса. Можно делать самим (деньги и время), можно воспользоваться бесплатной, можно взять что-нибудь зарекомендовавшее себя вроде Challenge Post, Skild, NetSquared.
- Управление конкурсом. Кто-то должен крутить машинку, авторы предполагают, что нужен, как минимум, директор проекта (около 35 000 $), менеджеры проекта (75 000 $)
- Координация с общественными организациями и сообществами разработчиков. Не понимаю, почему это вывели в отдельную статью расходов, но оценивают они ее еще в 20 000$
- Внешние коммуникации. Растратчики! На «разработку пиар и соцмедиа стратегии» (знакомые слова и выражения, да?) создание контента для каналов в социальных сетях и организацию мероприятий закладывается еще около 75 000$
- Техподдержка. 55 000$
- Юридическая поддержка — там действительно есть вопросы — хорошее положение о конкурсе, разрешение коллизий с авторскими правами, собственностью на конкурсные приложения и так далее. 25 000$
- Дополнительные расходы: смартфоны на iOS и Android для жюри, чтобы они могли оценить соответствующие приложения, что-то еще.
Очевидно, что это какая-то немыслимо раздутая смета, которую можно здорово урезать.