Минпромторг — важное для меня ведомство, мы работали на него восемь лет, начинали еще при Минпромэнерго, сделали несколько версий официального сайта и несчетное количество спецпроектов. Пережили не меньше семи пресс-служб, из которых больше всего любили команды, возглавляемые, последовательно, Софией Малявиной и Натальей Макаркиной, под руководством Станислава Наумова. Очень круто, когда разработку сайта пристально курирует замминистра. Я вообще думаю, что Минпромторг — главное министерство в стране, поскольку управляет чем-то, что существует в реальности. Новый сайт министерства делала Армада, и, конечно же, на него интересно посмотреть.
Это вам не банальные «вертикальное меню, горизонтальное меню, лента новостей, братская могила баннеров». За этой структурой есть логика, а именно, «давайте покажем, чем занимается министерство, через текущие события и новости», типа СМИ. Этот подход имеет право на существование, хотя он релевантен только очень небольшой части юзеркейсов, а именно «я — журналист (студент, разведчик, соискатель) и я хочу узнать, чем вообще занимается Минпромторг)».
Проблема в том, что есть намного более важные юзеркейсы, а именно:
- Я — производитель чего-нибудь, и я хочу получить субсидию;
- Я — производитель (или торговец) и хочу получить госуслугу;
- Мне срочно нужно оплатить госпошлину за одну из госуслуг Минпрома;
- Мне нужен документ! Приказ, постановление и инструкция;
- Я — маркетолог с завода, и мне для расчетов нужно знать, сколько страна выплавляет чугуна;
- Я — изготовитель матрешек, я хочу знать, как традиционный промысел может получить поддержку;
- Я сижу на Белой площади и готовлю исследование об инвестиционной привлекательности предпрятия/кластера/региона, мне нужны данные;
- А компенсацию за утилизацию автохлама еще можно получить?
- + десятки других вариантов
Эти юзеркейсы сайт поддерживает либо слабо, либо никак.
Вокруг того, «каким должен быть сайт ФОИВ», постоянно ведутся споры. Есть версия, что не надо за народные деньги разводить порталы с блекджеком, достаточно выполнить требования 8ФЗ, Постановления 953 и нескольких других нормативных актов. Уважаю это мнение, хотя оно и не оставляет особого места для проектной мысли. Но с этим у нового сайта проблемы — я не буду проходить по всем 56 пунктам, на то есть специальные люди, которые проводят мониторинги. Возьмем наугад: обращения граждан. Обращений граждан и общественной приемной нет — в меню отсутствует соответствующий пункт, поиск выдает ссылки на документы:
Где ежемесячные обзоры поступивших обращений граждан, включающие информацию о результатах рассмотрения обращений и о принятых мерах, где форма для обращения, где адрес электронной почты подразделения по работе с обращениями граждан и графическая схема местонахождения? Готовьтесь, после очередного мониторинга прозрачности-открытости, вам вырвут печень. Моя печень съедена уже несколько раз за гораздо менее очевидные нарушения.
Другая распространенная концепция сайта ФОИВ — это сайт-сервис: пришел кто-то из ЦА, хлоп — и сразу же понял, как именно решить свой вопрос в три клика. Это достигается либо списком целевых аудиторий — отдельной навигацией «военнослужащим, детям, сталеварам», либо кнопками с call to action типа «Госаккредитация организаций в области ИТ». Окей, это не совсем call to action по форме, но идея ясна. Есть еще разные способы быстро распределить посетителей по их сценариям. В любом случае, новый сайт Минпромторга не про это.
Как я уже говорила, скорее всего, мыслью тех, кто делал концепцию сайта, было показать величие, многопотоковость и сложность работы Минпромторга. Министерство действительно огромное и работает ого-го-го как. Наверное, эта задача выполнена — первая страница сайта со всей очевидностью показывает, что Минпромторг постоянно что-то делает, а Денис Мантуров постоянно принимает участие и проводит:
Насладиться пресс-релизами и докладами можно сполна. Проблема в том, что это не интересно даже таким фанатам Минпромторга, как я. Ну серьезно, исчезающе-малый процент живых людей нуждается в информации, что еще на этой неделе сделал Минпромторг.
Если уж двигаться в этом направлении, то его стоит разворачивать в направлении «сколько изумительного происходит в нашей промышленности и торговле усилиями Минпромторга». Информация та же, но меняется ракурс. Скажем, заголовки с первой страницы изменятся как-то так:
Сейчас:
- Минпромторг России создаст консультативный совет с участием экс-министров отраслей промышленности
- Минпромторг усовершенствует нормативы обеспеченности населения и территорий торговыми площадями
- Глава Минпромторга России и министр иностранных дел Зимбабве провели встречу сопредседателей Российско-Зимбабвийской межправительственной комиссии
- Минпромторг предложил меры для повышения инвестиционной привлекательности промышленности
Не министерско-центричный, но достаточно самохвальный вариант тех же новостей, соответственно:
- N (указать точное число) экс-министров отраслей промышленности будут консультировать Минпромторг
- Поправки в ФЗ «О торговле» откроют возможность для строительства новых площадей для всех торговых форматов в регионах
- Ценной информацией о Российско-Зимбабвийской межправительственной комиссии посетителей главной страницы можно и не пичкать — поставить это в таймлайн, на карту, в раздел международной деятельности, отдельную ленту абсолютно всех пресс-релизов
- Планируется создать фонд развития промышленности, который будет кредитовать предприятия по ставке не выше 5%
Что еще? Статистики нет (нарушение со всех сторон), возможность регистрации и входа есть, но непонятно, к чему она. Верстка адаптивная, но первая страница на айфоне отображается неудачно:
телефон в мобильной версии указан так, что «неправильно набран номер».
Резюме: выправить соответствие нормативным актам (пара месяцев упорного труда), если есть амбиции — поработать с подачей контента, поправить несколько технических сбоев, заполнить пустые разделы (открытые данные где?), обеспечить 100% фотографий директоров департаментов (чем вам Олег Рязанцев не угодил) и будет немного экстравагантный, но нормальный сайт министерства.