В Минкомсвязи прошло вскрытие конвертов с заявками на конкурс на «Комплексное исследование вопросов обеспечения граждан Российской Федерации и органов государственной власти электронной почтовой связью в домене .РФ для организации государственной системы общения между государственными органами и гражданами Российской Федерации в рамках развития комплекса электронных государственных услуг» — та самая государственная электронная почта, о которой столько говорилось. Самое поразительное, что содержательные части заявок выложены на закупках как приложения к протоколу вскрытия. Все заинтересованные могут полюбопытствовать, что именно предлагают участники конкурса государственному заказчику (см. файлы 1.11, 1.12, 1.13). За ценные сведения отдельное спасибо ресурсу роем.ру.
Содержание этих заявок — отдельный разговор. Меня интересует сам факт публикации проектных предложений участников конкурса. До сих пор я не припомню случая, чтобы какие-то части заявок публиковались заказчиком или участниками конкурсов. В 94-ФЗ не содержится явных указаний на возможность или невозможность обнародования заявок.
Статья 26, п. 5 Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения государственного или муниципального контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В принципе, предожение о качестве работ подходит под формулировку «условия исполнения госконтракта, являющиеся критерием оценки заявок», и поэтому они могут публиковаться после вскрытия конвертов. С другой стороны, публикация заявки меняет сам принцип конкурса: до вскрытия все готовятся, как могут, после вскрытия от участников уже ничего не зависит — легко можно представить себе веселые рефлексивные игры, которые устроят участники вокруг общественной оценки предложений друг друга, если ставки будут достаточно высоки.
Госконкурсы, особенно на исследования и построение методик, престранная вещь — заказчик должен выбрать, кому отдать бюджет и с кем ему работать, как минимум, несколько месяцев, ориентируясь только на самоописание кандидатов. Это сложная задача, писать-то о себе всяк горазд. Именно отсюда проистекают многие требования, которые новым участникам госконкурсов кажутся нелепыми — сложная система оформления заявок, прошивки-пропечатывания-распихивание по конвертикам с наклейками, трудоемкость всего процесса. Это такая минимальная проверка на внятность, и множество компаний заваливаются только на неспособности правильно оформить заявку или на том, что отложили печать заявки на последний вечер и не успели. Люди делают формальные ошибки, их снимают с конкурса, и поделом. Или опаздывают на три минуты и не попадают на конкурс. В этом есть глубокая справедливость — если вы не можете четко оформить заявку, значит, и на большой контракт вас тоже не хватит.
Главная же проверка на «подходит-не подходит» — это содержание заявки. В заявке выкладывается не общее описание затеи, а конкретная схема работ, с деталями, проектными ходами, решениями — заказчик должен прочитать и составить конкретное представление о том, что будет делаться. И, честно говоря, этим я не хочу делиться с широкой публикой. Рисковать, вкладываясь в сильную заявку без гарантий победы в конкурсе, можно — если не получится здесь, пригодится там. Но публиковать результаты дорогостоящей работы команды — вот уж нет. Only for your eyes, потенциальный заказчик. Думаю, что другие участники рынка со мной согласятся. В том же хите прошлого лета — конкурсе на портал здорового образа жизни от Минздрава — победитель (Ашманов) во всех интервью говорил, что его команда месяц днями и ночами ваяла великую заявку — проект настолько исполненный красоты и мощи, что Минздрав сразу решил: это так здорово.
В общем, тенденция публиковать тексты заявок и обсуждать их всем миром — прелюбопытнейшая, если она продолжится, правила игры несколько изменятся.