Skip to content

Новый горизонты открытости — вскрытие заявок с публикацией заявок

В Минкомсвязи прошло вскрытие конвертов с заявками на конкурс на «Комплексное исследование вопросов обеспечения граждан Российской Федерации и органов государственной власти электронной почтовой связью в домене .РФ для организации государственной системы общения между государственными органами и гражданами Российской Федерации в рамках развития комплекса электронных государственных услуг» — та самая государственная электронная почта, о которой столько говорилось. Самое поразительное, что содержательные части заявок выложены на закупках как приложения к протоколу вскрытия. Все заинтересованные могут полюбопытствовать, что именно предлагают участники конкурса государственному заказчику (см. файлы 1.11, 1.12, 1.13). За ценные сведения отдельное спасибо ресурсу роем.ру.

Содержание этих заявок — отдельный разговор. Меня интересует сам факт публикации проектных предложений участников конкурса. До сих пор я не припомню случая, чтобы какие-то части заявок публиковались заказчиком или участниками конкурсов. В 94-ФЗ не содержится явных указаний на возможность или невозможность обнародования заявок.

Статья 26, п. 5 Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения государственного или муниципального контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В принципе, предожение о качестве работ подходит под формулировку «условия исполнения госконтракта, являющиеся критерием оценки заявок», и поэтому они могут публиковаться после вскрытия конвертов. С другой стороны, публикация заявки меняет сам принцип конкурса: до вскрытия все готовятся, как могут, после вскрытия от участников уже ничего не зависит — легко можно представить себе веселые рефлексивные игры, которые устроят участники вокруг общественной оценки предложений друг друга, если ставки будут достаточно высоки.

Госконкурсы, особенно на исследования и построение методик, престранная вещь — заказчик должен выбрать, кому отдать бюджет и с кем ему работать, как минимум, несколько месяцев, ориентируясь только на самоописание кандидатов. Это сложная задача, писать-то о себе всяк горазд. Именно отсюда проистекают многие требования, которые новым участникам госконкурсов кажутся нелепыми — сложная система оформления заявок, прошивки-пропечатывания-распихивание по конвертикам с наклейками, трудоемкость всего процесса. Это такая минимальная проверка на внятность, и множество компаний заваливаются только на неспособности правильно оформить заявку или на том, что отложили печать заявки на последний вечер и не успели. Люди делают формальные ошибки, их снимают с конкурса, и поделом. Или опаздывают на три минуты и не попадают на конкурс. В этом есть глубокая справедливость — если вы не можете четко оформить заявку, значит, и на большой контракт вас тоже не хватит.

Главная же проверка на «подходит-не подходит» — это содержание заявки. В заявке выкладывается не общее описание затеи, а конкретная схема работ, с деталями, проектными ходами, решениями — заказчик должен прочитать и составить конкретное представление о том, что будет делаться. И, честно говоря, этим я не хочу делиться с широкой публикой. Рисковать, вкладываясь в сильную заявку без гарантий победы в конкурсе, можно — если не получится здесь, пригодится там. Но публиковать результаты дорогостоящей работы команды — вот уж нет. Only for your eyes, потенциальный заказчик. Думаю, что другие участники рынка со мной согласятся. В том же хите прошлого лета — конкурсе на портал здорового образа жизни от Минздрава — победитель (Ашманов) во всех интервью говорил, что его команда месяц днями и ночами ваяла великую заявку — проект настолько исполненный красоты и мощи, что Минздрав сразу решил: это так здорово.

В общем, тенденция публиковать тексты заявок и обсуждать их всем миром — прелюбопытнейшая, если она продолжится, правила игры несколько изменятся.

Похожие статьи

  • http://twitter.com/Oldayn Eugene Barbashin

    Увы, сейчас всё больше распространяется практика, когда заявки делаются путем копирования ТЗ с минимальными дополнениями. Требовать заказчики с участников ничего особенного не могут, в конкурсах пишешь в ТЗ «разработать регламент такой-то», участник в заявке пишет «разработаю регламент такой-то». Требовать приложить что-то большее к заявке права нет. В котировках нас ФАС оштрафовал за то, что отклонили участника на основании данных, которые он привел в таблице с детальными характеристиками товара, сказали, что заказчик должен ориентироваться на общее согласие участника выполнить все условия. В электронных аукционах сейчас вообще присылают заявки из трех строчек и никаких оснований их не допускать нет.
    Так что, видимо, к этому всё и идёт — заявки будут с минимальной информацией, чтобы и при публикации ничего лишнего конкуренты не увидели, и усилий меньше потратить, а заказчикам придётся как-то с этим жить.

  • http://nearch78.livejournal.com Nearch78

    в конце прошлого года публиковались заявки участников по проекту системы документооборота Минкомсвязи на opensource

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Интересно, спасибо.

    Любопытно, практиковал ли кто-то, кроме Минкомсвязи такие штуки.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Это очень досадно, поскольку как, КАК заказчик должен выбирать исполнителя по этим заявкам, если действовать строго по инструкции. Ну еще в интернете посмотреть, что за люди, ну портфолио оценить. Только это ничему не поможет.

    В общем, прямое подталкивание к ээээээээ, как бы помягче выразиться, предварительным переговорам.

Shares