Как пишут в отечественных СМИ, «Россия взлетела до 27 места». Действительно, неплохой результат — 27 из 193, это ок, тем более, что все интегральные рейтинги достаточно условны. Легко делать рейтинг по одной цифре, а вот так, по совокупности заслуг: невозможно утверждать, что уровень развития электронного правительства в Канаде однозначно выше, чем в Австралии.
Интересна эволюция самого рейтинга — в разные годы он даже назывался по-разному:
Год | Название рейтинга | Место России в рейтинге |
2003 | Электронное правительство на перепутье | 58 |
2004 | Доступ к возможностям | 52 |
2005 | От электронного правительства к электронному вовлечению | 50 |
2008 | От электронного правительства к подключенному правительству* | 60 |
2010 | Рычаги электронного правительства во время глобального финансового кризиса | 59 |
2012 | Электронное правительство для народа | 27 |
Страшная тайна рейтинга (как и большинства других рейтингов, конкурсов, премий) состоит в том, что для достижения хороших результатов нужно знать, как устроена система оценки и уметь ей подыгрывать. Что, безусловно, не отменяет необходимости еще и что-то делать. Хорошие результаты России в этом году объясняются не только реальным прогрессом, но и тем, что экспертам стало проще этот прогресс разглядеть. Я думаю, если поднажать, можно было войти во вторую двадцатку. А если всерьез задаться этой амбицией сейчас, то нам вполне светит и первая десятка, ничего такого невозможного в этом нет.
Как составляется рейтинг? Раздел «Методология» итогового отчета не слишком щедр на подробности, но общий контур такой: рейтинг составляется на основе обработки опросных листов, которые заполняют эксперты-исследователи. Эксперты-исследователи имеют все ресурсы, чтобы работать с сайтами на официальных языках ООН, в число которых входит и русский.
Список экспертов, собственно опросник, точная методика работы мне неизвестны. Кое-что можно понять по программе рабочего семинара, который прошел в декабре 2010 года и был как раз посвящен рейтингу-2012: ключевые темы, ключевые люди.
Точкой отсчета для исследования является некий национальный государственный сайт топ-уровня. Все организации, входящие в ООН спросили, какой именно их сайт считается главным. Некоторые так и не ответили, и экспертам пришлось предпринять то, что в отчете описывается как «изнурительные поиски» главного государственного сайта. Любопытно, что у нас считается Главным Государственным Сайтом? Я вот не знаю, поскольку очевидный ответ www.gov.ru как-то не воодушевляет. Также исследователям для заполнения опросника нужны:
- Центральный портал электронных госуслуг (впрочем, страны, где электронные госуслуги распределены по региональным порталам, не получают за это меньше баллов)
- Портал e-participation
- Официальные сайты министерств или других федеральных органов исполнительной власти, ведающих образованием, социальными сервисами, трудом, здравоохранением, финансами, природными ресурсами.
Кроме всего прочего эти сайты проверялись на минимальный уровень доступности веб-контента и веб-сервисов по методикам WCAG.
Важная деталь состоит в том, что исследователей ориентировали не на потрошение сайтов и обнаружение на них всего, что есть, а на «взгляд обычного гражданина». То есть, учитывался не факт существования каких-то сервисов, а то, можно ли до них достаточно легко добраться. Это, конечно, тонкий момент.
Две важных компонента расчета рейтинга строились на данных из других отчетов ООН: «Telecommunication infrastructure index» и «The human capital index», понятно, что там свои расчеты, которые тоже нужно учитывать.
Вообще, исследование написано с добрым отношеним к России. Нас назвали «лидером Востояной Европы»:
упомянули инвестиции на 80 миллиардов рублей в развитие электронного правительства;
нарисовали кисло-сладкую кривую прогресса наших он-лайн сервисов:
И похвалили портал электронных госуслуг:
Спасибо за формулировку «looks very solid and representative», но откуда мысль, что госуслуги — это переделанный governebt.ru? И что именно они имеют ввиду, когда пишут, что на портале можно поменять водительское удостоверение?
Неплохо получилось с доступностью. В рейтинге-2012 «учет интересов незащищенных категорий граждан» был важной частью оценки, и отечественный прогресс с внедрением стандарта доступности пошел нам в зачет.
____
* Не представляю, как корректно перевести на русский язык Connected Government. И e-Government-то не совсем «электронное правительство», а уж connected.