Skip to content

280 тб на культуру, хартия открытых данных и портал — заседание совета по открытым данным

Екатерина Аксенова Заседание совета по открытым данным

 

Заседание совета по открытым данным прошло в понедельник, но, к счастью, повестка дня сохраняет некоторый интерес и к середине недели. Это был совсем короткий совет с тремя докладами.

Первым выступил начальник отдела информационной политики Минкультуры Михаил Городилов с рассказом о результатах и планах своего ведомства в раскрытии информации. Теоретически, Минкультуры мог бы стать идеальным ведомством открытых данных — министерство занимается вещами одновременно достаточно интересными в реальной жизни и достаточно безобидными, чтобы не волноваться по поводу отдаленных печальных последствий, на которые всегда намекают представители более грозных учреждений. Кроме того, стоит вспомнить о подведомственных органах — Росархиве и Ростуризме, владельцах потрясающе перспективных дата-ресурсов.

Нынешняя ситуация не слишком радужная — у министерства есть раздел открытых данных с 15 наборами. Датасеты там неполные, например, в статистике по циркам упоминается всего 8 цирков, большая часть граф оказываются незаполненным, а «наличие интернет-сайта» обозначается с математическим сарказмом: «1» или «0». Хуже всего, что все эти наборы созданы вручную, поэтому их обновление представляет собой некоторую проблему.

Флагманом культурных открытых данных ведомство видит оцифровку культурного наследия, всех 80 миллионов музейных экспонатов или хотя бы лучшей их части. Михаил Городилов упоминал, что для хранения этой информации понадобится около 280 Тб и отсутствующие у Министерства мощности — что наводит на мысль о схеме частно-государственном партнерстве.  Сейчас в год цифруется 800 тысяч музейниых экспонатов, 10 тысяч недвижимых памятников, 10 тысяч фильмов, 5 тысяч записей песен. Я думаю, что оцифровка культурного наследия — важное дело, но

  • 800 тысяч музейных экспонатов в год — это уже много. Было бы здорово сделать результаты этой работы открытыми и качественными. Посмотрите на цифровую коллекцию Эрмитажа. Хорошо? Нет, не хорошо, допотопные всплывающие окна и картинки величиной со спичечный коробок.

цифровая коллекция Эрмитажа

  • Существует много других способов сделать открытые данные Минкультуры полезных — более простых и быстрых, чем создание Art Project Google. Госрегистр прокатных удостоверений, подробная статинформация о цирках, театрах и зоосадах, всеобщие расписания всех мероприятий — есть, что собирать.

Вторая часть заседания ушла на разбор плана реализации принципов Хартии открытых данных и победоносного шествия к месту в первой пятерки рейтинга G8 Open Data Census. Сейчас Российская Федерация на восьмом месте, что звучит неплохо, пока не вспомнишь, что в этом рейтинге всего восемь мест. Для подъема нужно обойти три каких-то страны, скорее всего, Канаду, Германию и Италию. Интересно, что в общем рейтинге Open Data, а не в выборке по G8, Россия занимает 31 место из 59, первое место удерживает Норвегия, которая не входит в G8.

Рейтинг G8 Open Data Census хорош тем, что в нем есть четкие критерии, по которым можно продвинуться — необходимо создавать разделы открытых данных, готовить лицензии, готовить выгрузки — и делать так, чтобы эксперты рейтинга увидели все это. Ситуация похожа на старую историю с рейтингом ООН, в котором мы смогли подняться с 193 места до 27 (кстати, пора всерьез заниматься рейтингом-2014, иначе 27 место окажется национальным рекордом).

Третью часть заседания отвели обсуждению хода конкурса на разработку единого портала открытых данных. Об этом стоит поговорить позже.

 

Похожие статьи

Shares