Skip to content

Серьезный разговор о новом портале Правительства РФ

Несколько недель назад я попросила Артема Геллера рассказать о работе нового сайта Правительства. У нас получилось большое и содержательное интервью, которое, как мне кажется, интересно и для тех, кто заказывает официальные государственные сайты, и тех, кто эти заказы выполняет.

Артем, спасибо за время, которое ты потратил на ответы на мои вопросы. Я знаю, что это было непросто.

Итак:

У портала Правительства РФ, очевидно, много разных целевых аудиторий, и нужно, чтобы все очень быстро решали свои задачи на этом довольно сложном ресурсе. В какой логике вы проектировали структуру и дизайн портала, в каких понятиях это все обсуждали — «пользовательские сценарии», UX, что-то еще?

У нас на руках был опыт и статистика, в самом детальном смысле, накопленная за долгие годы работы прошлой версии сайта, да и не только одного сайта Правительства, а и многих других крупных государственных сайтов. В свою очередь, у пресс-службы Правительства есть свое понимание информационных акцентов, ведь не все популярное ультимативно важно пользователям. Исходя из этих данных мы и расставляли приоритеты.

Структура, навигация и дизайн сайта теперь основаны на принципах последовательного отображения информации и первичности контента. Безусловно прорабатывались пользовательские сценарии аудиторий, а общий курс был взят на структуризацию, минимализм, оптимизацию, снижению информационного и визуального “шума”.

В своих интервью ты всегда говоришь, что для тебя на первом месте стоят интересы пользователей сайта, и на втором — интересы заказчика. Какие интересы пользователей сайта ты защищал в этот раз?

“Борьба”, а скорее рабочий процесс шел за каждый дом, улицу и это нормально, конечно в случае если разработчики готовы смело предлагать новое, а заказчик готов приводить обоснованные контраргументы. Важно, что с обеих сторон мысли транслировались через призму UXD. Мы все рассуждаем пользователями, технологиями и стратегией развития ресурса, другие критерии почти не всплывают. Конкретных примеров можно привести слишком много, попробую. К примеру, я боролся за удобочитаемость, всегда пытался объяснить необходимость убирать лишнее исходя из контекста конкретного пользовательского опыта. Без такой постоянной “борьбы” невозможно в разы качественно увеличить типологию контента, сделав сайт объективно понятней и проще. Как еще можно сократить главное меню с 8 до 6 пунктов, попутно вводя 3 новых основных раздела и не удаляя старый контент. На старом сайте многое было не на своих местах.

Что говорит статистика посещаемости портала? Средняя посещаемость? Когда случаются пики нагрузки? Какая аудитория самая объемная — чиновники, граждане, бизнес, журналисты? Какие разделы самые востребованные?

Не менее 20 000 уникальных пользователей в день. При наличии серьезного информационного повода цифры подпрыгивают в разы, в эти моменты и случаются условные “пики” нагрузки.

На счет востребованности разделов, вопрос не простой, ведь интерфейсом мы можем менять эти показатели. По новому сайту статистика пока не репрезентативна, прошло мало времени, но самые популярные разделы безусловно: события, документы, структура, отправить обращение.

Если говорить об аудиториях то распределение выглядит примерно так: 80% граждане нашей страны (включая бизнес), 15% чиновники, 5% журналисты. Довольно очевидно и предсказуемо все это.

Что нетривиальное и новое в техническом плане есть на этом портале? Пользователи никогда не заметят, но профессионалам интересно узнать.

Даже не знаю с чего начать, но попробую озвучить не по приоритету, сходу.

  • Отдельный материал обзавелся адаптивной типографикой, страница стала одноколоночной и избавилась от пережитка ввиде второй колонки с информацией не соответствующей контексту данного материала. Все это необходимо только СМИ, которые продают рекламу, но не нам. Наша задача не задерживать и не водить пользователя кругами по сайту показывая рекламу, но дать в максимально короткий срок необходимую информацию. По сути, в нашем случае, это именно тот информационный шум о котором я говорил ранее.
  • Это, безусловно, полноценный просмотр материала без перехода на новую страницу, который позволяет резко сократить время серфинга, теперь пользователю не приходится возвращаться назад в ленты или на главную страницу с попытками найти то на чем он остановился.
  • Это полностью адаптированный интерфейс под планшетные тач-устройства.
  • Это множество динамически подгружаемого AJAX’ом контента.
  • Это постоянное присутствие на экране важнейших навигационных элементов во время скролла.
  • Это раскрывающиеся ленты с дополнительными материалами из соответствующего раздела при удержании на них курсора.
  • Это полное отсутствие растровой графики на сайте (SVG и CSS), кроме фотографий.
  • Это полная адаптация всех составляющих ресурса к дисплеям с высокой плотностью пикселей, например retina от apple.
  • Это возможность читать свежие материалы из разделов даже не переходя в них из динамической карты сайта в главном меню.
  • Возможность осуществлять навигацию по материалам и их хронологии из самого материала.

Мне кажется, я могу продолжать бесконечно или, по крайней мере, очень долго и это только фронтенд. Уверен, технологически и интерфейсно мы в очередной раз переплюнули все государственные сайты России.

Кто придумал симпатичные детали вроде «последнее обновление — несколько секунд назад»?

Я :-) За него шла борьба. Приведу показательный пример. Нам всем ясно, что такое “час назад” или “3 минуты назад”, а над тем что такое “18:20” часто нужно думать или куда-то посматривать чтобы свериться. Безусловно внутри материала есть точное указание времени и даты события,  времени и даты публикации и последнего изменения. Эта информация может быть полезна только заинтересованному в материале пользователю.

Такая схема работает ровно до того момента, когда она перестает быть эффективной, а этот момент наступает тогда, когда пользователю трудно воспринимать. Как пример, фразой “8 часов назад” — уже осознать сложно и мы автоматически меняем формат подачи, подставляя точное время. Из таких “мелочей” состоит весь ресурс. Уверен, что после такого разъясения всем все становится очевидным и вопрос о необходимости отпадает сам собой.

Сейчас на этот портал внимательно смотрят все заказчики — сотрудники ФОИВ, которые отвечают за создание и ведение официальных сайтов. На что им стоит обратить внимание и что перенять для своей работы?

Радикальное стремление думать о пользователе, качество всех составляющих, понятие стандартизации в глобальном и локальных смыслах. Для всех это новый этап и новый подход. Я бы составил такой список:

  • Потребности пользователей-граждан (user needs)
  • Потребности профессионалов (СМИ/госслужащие)
  • Cнижение информационного шума
  • Приоритеты и акценты
  • Технологичность
  • Доступность
  • Удобочитаемость и копирайтинг
  • Открытость (данные, обратная связь)
  • Постоянная разработка (always beta)
  • Минимализм, функционализ и оптимизация
  • Концепция “Не потребление контента, сервиса и услуг, а предвкушения оных”

Все должно быть просто, понятно, удобно. Время не стоит и на данном этапе мы имеем множество удобных инструментов (метрики, анализ, опыт), чтобы руководствоваться этими понятиями в процессе работы.

Цель должна быть однозначной — высокое качество пользовательских взаимодействий граждан с государством, через архитектуру и всесторонне проработанную платформу государственного предоставления информации и услуг в электронном виде.

C сегодняшнего дня все необходимо строить с позиции и в духе идеи “продуманного, умного подхода в создании новых ресурсов и оказании электронных услуг”. По сути, на мой взгляд, мы параллельно и сами начинаем строить электронное правительство, которое действительно открыто и заимствует опыт. Взаимодействие с государством должно быть максимально эффективным, рациональным, прозрачным и удобным.

Надеюсь, что исполнители — господрядчики тоже внимательно посмотрят на government.ru. Что они могут взять для своей работы?

Все технологии и практики, ведь все открыто и свободно распространяется. Мы сами, да и я лично, открыты. Важно помнить, что делаем для себя, своих детей и родителей. Было бы здорово, если бы мы все улучшали увиденные примеры, а не делали “так же, но хуже”. Маленькие и большие шаги вперед, не назад и не топтание на месте.

Почти все материалы сайта требуют вдумчивой обработки перед публикацией. Чтобы получилась хотя бы вот такая история об организации детского отдыха, недостаточно забросить в админку готовый текст, нужно проставить все теги, сделать врезки, картинки, подводки — ничего сверхъестественного, но требует определенного отношения. Это у заказчика такая высокая культура работы с сайтом, или вы обеспечиваете 24/7/365 публикацию?

Это безусловно заслуга пресс-службы Правительства. Профессиональная культура и стремление к качеству, которое будет расти с развитием ресурса. Реализовано множество инструментов для удобной, наглядной и во многом автоматизированной работы с материалом, но это не панацея. На мой взгляд, метод подачи материалов — прямой показатель отношения к пользователям и своей работе.

На предыдущей версии портала мне нравились два инструмента — «линейка времени» и «мультискрипт». На мой взгляд, они были полезными и по-хорошему нестандартными. Почему от них решили отказаться?

“Мультискрипт” никуда не делся, теперь ему дано человеческое название “Видео с разметкой”. На этот раз он реализован на JS/HTML5, чтобы не привязываться к flash’у , что расширит его доступность. Так же значительно увеличилось удобство использования и удобочитаемость стенограм. Возможно, он мало где привязан на данный момент.

“Линейка времени” должна была умереть, так и случилось. Она жила сама для себя и не была удачным дизайн-решением. Единственная задача , которая как-то неловко решалась — это отображение среза картины дня. На новом сайте этот срез мы можем видеть на главной странице, без всяких кликов и прокруток. Если пользователю необходим срез за другой день или временной период (чего небыло в прошлой версии), он может воспользоваться продвинутым календарем для хронологического поиска в шапке сайта, им так же снабжен каждый раздел с последовательным содержанием.

Чем вы пользуетесь в своей работе, придерживаетесь ли какой-то системы или методологии типа agile?

Безусловно, с другим подходом делать работу быстро и качественно практически невозможно, чем-то приходиться жертвовать, у нас совсем не те условия чтобы жертвовать. Помимо бумажно зафиксированных задач, на данном этапе (после запуска) у нас ежедневные короткие видео-конференции, которые позволяют нам оперативно расставлять акценты на задачах, которые всплывают по фидбекам или являются плановыми. У нас есть командный GTD сервис, системы управления версиями, почта, телефон, личные встречи и т.п.

Похожие статьи

Shares