Skip to content

Монетизация электронного правительства

Как государство может снизить затраты на электронное правительство? Предоставить услуги для бизнеса. Система электронного правительства вообще и единая система идентификации и аутентификации в частности могут стать золотым дном. Пока не стали, потому что существуют чисто законодательные препятствия монетизации ЕСИА, организационная инфраструктура не готова, но потенциально это может быть очень интересно.

В пятницу наша рабочая группа собралась узким составом — теми, у кого отпуска уже закончились, еще не начались или не случатся этим летом. Обсуждали изменения системного проекта электронного правительства, докладывали представители Минкомсвязи. Самая интересная часть обсуждения (если не считать теоретическую дискуссию о сути экспертной позиции) была посвящена возможности оказания инфраструктурных услуг для бизнеса.

Что может электронное правительство как система (а не как собственно набор конкретных госуслуг) дать бизнесу?

  • Новый уровень электронной идентификации граждан, который снизит транзакционные издержки для ряда бизнесов. ЕСИА, теоретически, может открыть возможность 100% дистанционного страхования, открытия банковских счетов через интернет, дистанционной подачи заявки на кредит, ее рассмотрения и выдачи кредита.
  • Все, что связано с быстрым подтверждением актов гражданского состояния человека без личного присутствия: живой — не живой, женат — не женат.
  • Богатые массивы данных (обезличенных) для таргетированных рекламных кампаний

Важно отметить, что пока все это имеет статус предварительной проработки.  Сейчас нет экономической модели, полной организационной схемы и какого-либо конечного решения. Неизвестно, будет ли реализован этот проект в ближайшее время. Я считаю, что это потрясающее направление.

 

Похожие статьи

  • Alexey Medvedev

    На счет рекламы — это вы конечно загнули. Какая-то совершенно не этичная тема, собирать данные на гос. уровне, а потом продавать ее рекламщикам.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Почему? Данные обезличенные. Сейчас для рекламы используются открытые государственные данные, получается, что на государственном уровне данные собираются, потом передаются просто так.

    Я не очень сейчас понимаю, что именно там может быть использовано для таргетирования кампаний, но коллегам виднее.

  • Дмитрий

    Екатерина, по поводу рекламы согласен с Алексеем, это не совсем этично… Может рассмотреть как вариант «единую дисконтную систему»? Проблематика — большое кол-во дисконтного «пластика», не совсем удобно таскать с собой столбик пластика в 8 см. Монетизация — плата от коммерческих компаний за подключение конкретного клиента к дисконтной системе компании через ед.диск.систему. … Экономия для бизнеса — моментальное оформление, получение стандартных данных клиента, и на выпуске пластика. Маркетологи могут быть против, но зависит от пиара самого проекта, и ряда условий.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    У меня нет сложившегося суждения — этично или нет, поэтому интересно, как аргументируют свое мнение те, у кого оно есть.

    Здесь главная проблемная точка: «Этично ли государству продавать данные о собственных гражданах, собранные практически принудительно (не зарегистрируешься на портале госуслуг — не отправишь ребенка в школу) и за деньги этих же граждан?». Но сейчас вся область работы с персональными данными, данными о пользователях находится в моральной бездне. То, что делают корпорации с нашими данными, стоит за пределами этики, у нас еще нет даже способов оценки этого всего. С другой стороны, от корпораций и государства мы ожидаем несколько разных вещей.

    Спасение — в нескольких вещах:

    легкий и ясный opt-out: если ты не хочешь участвовать данными о себе в любых исследованиях и программах, можно отказаться и изъять себя из оборота

    раскрытие информации о том, кто получает данные о тебе

    общее повышение заботы о своих данных

    Хорошую модель дает система openpaths.cc. Сейчас не работает, но, вообще, хорошая штука.

    Агрегатор дисконтных систем — точно не государственное дело. Я знаю людей, которые работают сейчас в этом направлении, интересная история.

  • Дмитрий

    Екатерина, дело в доверии и уместности рекламы, тоже самое к услугам сторонних компаний.
    Если на «профильном» сайте мы видим рекламные банеры, то задаемся вопросом, а на чем люди делают деньги и на сколько успешно, Вы же не размещаете на своем сайте рекламу нижнего белья, не уместно и не Ваш профиль, то же самое и с гос услугами.

    При переходе по рекламным ссылкам с сайта гос услуг посетители изначально будут иметь повышенный уровень доверия к ресурсу нежели переходы через тот же Яндекс, а это может не соответствовать действительности. Если доверие нарушено и посетитель получил отрицательный опыт, то часть отрицательного опыта распространиться и на сайт гос услуг, так как восприниматься такая реклама может как «рекомендации». То же и с компаниями, которые могут «заблистать» на сайте гос услуг с доп услугами, кто будет отвечать за качество их работы?

    Екатерина, мы по разному читаем «пива нет» :) , и если для вас это было принудительно, то я даже и не обратил на это внимание… для меня удобно пользоваться данным сервисом… есть конечно недостатки, но не критичные.

    Продажа данных…, есть закон о персональных данных, в рамках его — пожалуйста, иначе это нарушение.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Я неточно выразилась в посте. Речь не идет о размещении рекламных ссылок на страницах портала электронных госуслуг (раньше иногда попадались государственные сайты, в основном, региональные, с которых продавали ссылки). Идея только в продаже агрегированных обезличенных данных, личную информацию о том, какая машина и сколько штрафов на ней накоплено у конкретного гражданина, предоставлять не будут. В этой аналогии, скорее, статистику, в какие ДТП какие марки и модели машин чаще попадают, как распределена по карте «плотность владения» конкретными марками-моделями, где ездят чаще — бездна полезного для вдумчивого бизнеса.

    А так да, мое «пива нет» либеральное, я вообще считаю, что едва ли не все госуслуги являются не услугами, а некоторым смягчением выполнения нужных государственной машине действий.

  • Дмитрий

    Екатерина, не вижу ничего плохого в продаже агрегированных данных… Если есть спрос на такие данные, то отлично…

    к теме «пива нет», аналогия… Работающий светофор на перекрестке не услуга, а смягчение выполнения гос машине действий… :)

    ИМХО. Порядок-закон-условия для соблюдения-выполнение условий для соблюдения закона… примерно так… а если так, то эти действия/услуги нужны не только государству, а и нам чтобы выполнять условия по соблюдению закона…

Shares