Для истории: 2014 год — время, когда началась большая программа обучения пользователей электронных госуслуг. Я давно об этом писала, интересно, как все получается.
На Урбанфоруме для перековки аналоговых граждан в цифровые смонтировали отдельную зону с квестом — всем желающим давали ключ-флешку, с которым нужно было зарегистрироваться в шести зонах, посвященных столпам столичного e-gov: порталу открытых данных, gorod.mos.ru, активному гражданину, порталу госуслуг, МФЦ, порталу краудсорсинга. На каждом стенде была какая-то небольшая активность — где тест на знание города, где фото-будка. Награда прошедшему «квест» — книжка с репродукциями акварелей и отличная холщовая торба. Подозреваю, что квест переехал отсюда, но точно сказать не могу.
Все сделано очень мило, хотя промоутеры, работающие на стендах, не вполне тверды в своих знаниях цифровой инфраструктуры, а экраны с тестами «зависают». В любом случае, если бы нам рассказали про такую штуку в Нью-Йорке, мы бы впечатлились. Еще года три назад слайд с описанием мог бы стать гвоздем профильной презентации.
На одном из стендов я прихватила брошюру Правительства Москвы об оказнии физическим лицам государственных услуг в электронной форме. Содержание несколько легкомысленней названия — это справочник по работе с порталом госуслуг, изложенный с тяжеловесной игривостью, свойственной заказному креативу:
Высадили своего ребенка из машины у ворот школы и помчались на работу? А вы уверены, что он не развернулся и не побежал в соседний двор играть в футбол, а пошел на урок?
Это к описанию электронного сервиса «Информация о проходе в школу и питании школьника». Кажется, я читала учебник, по которому пишутся такие руководства — как и велено, там есть вставки с советами, фальшивыми отзывами несуществующих пользователей с лицами из фотобанков и подсказками, что можно сделать за сэкономленное время:
— сделать утреннюю зарядку;
— позвонить другу или подруге детства, узнать как дела;
— сделать маску для лица из свежей клубники.
На сахариновую лирику уходит примерно половина объема брошюры, остальное — инструкции с неизменными двумя первыми шагами:
- зайдите на сайт www.pgu.mos.ru
- на главной странице выберите раздел «Электронные услуги»
Сколько я видела свежеиспеченных цифровых граждан, еще ни у кого не было проблемы с входом на сайт и выбором раздела «Электронные услуги». Потом да, случаются у людей остановки, и на самых неожиданных шагах — вот что стоило бы описать.
Но в эволюции ценны все звенья. Без непонятных уродливых книжонок образца начала века не было бы этой брошюры, без нее — не было бы какого-то действительно рабочего справочника, который еще предстоит создать.