Если вы когда-нибудь объясняли своей бабушке, тетушке или маме по телефону, как подключиться к скайпу, вы понимаете ситуацию. Интернет может решить множество проблем людей старшего возраста — от упрощения рутиных операций вроде оплаты ЖКХ до снижения риска депрессии и одиночества. Но чаще всего это богатство не используется почти никак, потому что у пенсионеров не хватает базовой подготовки для самостоятельного освоения социальных сетей, скайпа, мобильных приложений, платформ типа LingvsLeo, YouTube и прочего разнообразия.
Во многих регионах развернуты отличные программы бесплатных очных занятий основами компьютерной грамотности для пенсионеров. Я слышала много хороших отзывов от людей, чьи родители прошли обучение. Курсы отличаются от региона к региону, но на некоторых все построено так, что люди выходят не только с общими знаниями предмета, но и с готовой инфраструктурой — настроенным почтовым ящиком, скайпом, личным кабинетом на портале электронных госуслуг и так далее.
Но понятно, что до курсов дойдут не все, и, самое главное, даже после курсов часто нужно что-то уточнить или вспомнить. Для решения этой проблемы Ростелеком и ПФР сделали обучающий сайт Азбука интернета, который, по замыслу создателей, может стать основой для очных занятий с пенсионерами или самостоятельного изучения вопроса.
Идея потрясающая, тем, кто это придумал, надо дать медаль. На счет исполнения — не знаю. Всеобъемлющий системный курс в духе старой школы это, конечно, заслуживает уважения, но, судя по моему скромному опыту передачи основ работы в интернете людям за шестьдесят, объяснять нужно под каким-то другим углом. Сама по себе идея структурированного учебника правильная, но методика должна строиться от простых действий, а не теории
В первую очередь, важно донести, что:
- при добросовестном использовании компьютер практически невозможно сломать или испортить
- ни одно нажатие клавиш не приведет ни к чему ужасному
- все происходит в окнах, которые «лежат» друг на друге. Если окно перестало быть видно, необязательно оно закрыто — скорее всего, его перекрыли собой другие окна, которые «лежат над ним». Здесь полезно сделать несколько «окон» из журналов на столе и показать, как они всплывают и перекрываются
- есть универсальные способы что-то сделать — кликнуть правой или левой клавишей мыши
- важно оттренировать до автоматизма попадание курсором на нужный объект и клик. Простые игры здесь в помощь. Вообще, игры типа шариков и аркад необходимы на определенном этапе обучения
- идея копирования и вставки
и так далее. Я думаю, что для обучения пенсионеров нужна своя методика, учитывающая особенности возраста. Важно опираться на багаж имеющихся знаний и аналогий, важно делать правильные «шпаргалки», понимая, что все инструкции будут забываться первое время, выдерживать правильный темп. Да много чего важно.
Милый ролик о том, как подростки учат пенсионеров в Великобритании:
Вообще, поразительно, что в стареющем мире, где доля людей старше шестидесяти совершенно чудовищна, так мало сервисов, ориентированных на пожилых. Потому что это и это, а также это и это — очевидный прошлый век. Планшеты как возможные «компьютеры для бабушек» не сработали.
В наших с вами интересах поспособствовать появлению хороших обучающих сервисов для пенсионеров. Через тридцать-сорок лет стариками будем уже мы, и хорошо бы к тому моменту построить мир, в котором для нас будет какой-то способ приноровиться к гипернету, основанному на непонятных пока технологиях. Отдельную озабоченность у меня вызывает сохранность серверов с WoW и Eve или чего-нибудь попрогрессивней, но не слишком, в которых я планирую скоротать какую-то часть своих последних лет.