Skip to content

Кто будет пользоваться электронными госуслугами?

Кто как, а я верю в скорое появление электронных государственных услуг. Хотя бы потому, что на моих глазах налоговая прошла весь путь к уверенному приему отчетности через интернет по всей стране. Мой клиент, Удостоверяющий центр ekey.ru, долгое время продавал львиную долю сертификатов электронной цифровой подписи в составе услуги по обеспечению сдачи налоговой отчетности, и я помню все этапы большого пути. От первых договоров и всеобщего неверия до абсолютно рядовой услуги.

Я вижу другую проблему. Кто будет пользоваться электронными госуслугами, когда их сделают? Я не о том, что доступ к интернету есть не у всех — посмотрите на социальные сети Одноклассники и Вконтакте, сейчас там не меньше шестидесяти миллионов уникальных пользователей (без двойного учета тех, кто завел анкеты в обоих сервисах), то есть, практически все экономически активные граждане каким-то образом в сеть выходят. Я о другом. Вспомните, как долго приживались пластиковые карты — инфраструктура была полностью готова, но многие, из консерватизма и нежелания разбираться, не оформляли их, только переход на зарплатные карты и мощная реклама кредиток изменили ситуацию. До сих пор процветают киоски для оплаты мобильных платежей, взимающие грабительский процент, хотя телебанк и электронные кошельки куда удобней. До сих пор большинство путешественников идут в туристические агентства, хотя можно прямо из дома купить билеты и забронировать отель, причем, отдых получится дешевле и качественней. Электронные госуслуги не проще и не сложнее перечисленных мною коммерческих интернет-сервисов. Чтобы они «заработали» придется вести отдельную работу — популяризировать, разъяснять, привлекать, бороться с мошенниками. Ни одна страна, в которой сейчас реально действует электронное правительство, не обошлась без этого. Пока я видела только одну инициативу по подготовке пользователей электронных госуслуг — программу «Все в сеть» Министерства социального развития и труда Астраханской области.

Похожие статьи

  • axet

    На мой взгляд основная проблема что вся бюрократия идет в бумажной и устной форме, а то как это будет делать потребитель уже неважно.

  • http://blog.artus.ru/ Лернер Евгений

    Екатерина, полезную и удобную услугу, можно и не продвигать, она сама себя продвинет. А если услуга такая, что её полезность и удобство очень сомнительно, тогда ни какое продвижение не поможет, только в принудительном порядке. Так что Вы за это не волнуйтесь, будет команда с верху только через Интернет, ни куда народ не денется, если других вариантов не оставят, даже если и в два раза дороже и на месяц дольше. Зато в электронном виде.
    Наблюдая, за многими тендерами ФЦП «Электронная Россия», лично у меня складывается впечатление, что такие цели как сокращение сроков обращения, минимизации издержек, прозрачность государственных организаций, противодействие коррупции, удобство для пользователей, это только декларации, которые к сожалению ни кто и не собирается выполнять.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    На мой взгляд, это заблуждение. Недостаточно сделать полезную и удобную услугу, чтобы ей начали пользоваться — посмотрите на множество отличнейших электронных услуг, которыми пользуется ничтожный процент людей. Сравнение цен в интернет-магазинах с выбором лучшего варианта? Инструменты для планирования времени? Подбор банковских пакетов обслуживания? Автоматизированная оплата коммунальных счетов?

    И не бывает, чтобы «дали команду сверху — народ никуда не денется». Я очень хорошо знаю, как все было и есть со сдачей налоговой отчетности через интернет. Все не так.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Как раз обработка заявок по госуслугам идет зачастую в электронной форме. Проблемы возникают на переходе из бумажных форм в электронные и обратно.

  • http://blog.artus.ru/ Лернер Евгений

    Екатерина, государственные услуги которые мы с Вами обсуждаем, очень сильно отличаются от коммерческих, они не имеют альтернатив, это монополия Государства. И если Государство предложит два варианта, один из которых будет на много удобнее и быстрее, а воспользоваться им будет очень просто, то он будет быстро востребован. Достаточно будет хорошие информирование на местах где оказывались ранее эти услуги.
    Проблема в том, что эти организации при создание «электронных услуг»не испытывают конкуренции за потребителя, поэтому при создание этих услуг, они могут себе позволить низкокачественные продукты, которыми не удобно пользоваться и их преимущества не очевидны. Да и субъективные факторы, внутри государственных организаций часто работают против внедрения таких продуктов.

  • http://www.razvedka-open.ru/Person/Alex-Toparenko.html toparenko

    Интернет-магазинами пользуюсь давно и успешно. Но даже интернет-магазин выбираю такой, куда можно потом прийти и предъявить претензию.
    При этом для интернет-магазина достаточно лишь установление контакта, а не идентификация заказчика.

    С гос. услугами есть серьезные проблемы:
    — по единой базе идентификационных данных будет противодействие Церкви, а это серьезный лоббирующий ресурс
    — система обеспечения целостности и достоверности данных (в том числе защита от изменения учетных данных). Сейчас бумаги имеют свойство теряться в бюрократических процедурах, но есть хоть какие-то способы обеспечения достоверности (подпись в получении на втором экз., отправка заказным письмом с подтверждением вручения и т.п.). Для электронных услуг потребуются «все прелести» электронного документооборота
    — вопрос «кражи личности», который уже встал в США
    — и т.д. и т.п.

Shares