Кто как, а я верю в скорое появление электронных государственных услуг. Хотя бы потому, что на моих глазах налоговая прошла весь путь к уверенному приему отчетности через интернет по всей стране. Мой клиент, Удостоверяющий центр ekey.ru, долгое время продавал львиную долю сертификатов электронной цифровой подписи в составе услуги по обеспечению сдачи налоговой отчетности, и я помню все этапы большого пути. От первых договоров и всеобщего неверия до абсолютно рядовой услуги.
Я вижу другую проблему. Кто будет пользоваться электронными госуслугами, когда их сделают? Я не о том, что доступ к интернету есть не у всех — посмотрите на социальные сети Одноклассники и Вконтакте, сейчас там не меньше шестидесяти миллионов уникальных пользователей (без двойного учета тех, кто завел анкеты в обоих сервисах), то есть, практически все экономически активные граждане каким-то образом в сеть выходят. Я о другом. Вспомните, как долго приживались пластиковые карты — инфраструктура была полностью готова, но многие, из консерватизма и нежелания разбираться, не оформляли их, только переход на зарплатные карты и мощная реклама кредиток изменили ситуацию. До сих пор процветают киоски для оплаты мобильных платежей, взимающие грабительский процент, хотя телебанк и электронные кошельки куда удобней. До сих пор большинство путешественников идут в туристические агентства, хотя можно прямо из дома купить билеты и забронировать отель, причем, отдых получится дешевле и качественней. Электронные госуслуги не проще и не сложнее перечисленных мною коммерческих интернет-сервисов. Чтобы они «заработали» придется вести отдельную работу — популяризировать, разъяснять, привлекать, бороться с мошенниками. Ни одна страна, в которой сейчас реально действует электронное правительство, не обошлась без этого. Пока я видела только одну инициативу по подготовке пользователей электронных госуслуг — программу «Все в сеть» Министерства социального развития и труда Астраханской области.