Знаменитый и хрестоматийный сервис гражданского контроля городской среды SeeClickFix привлек инвестиции на полтора миллиона долларов от фонда Omidyar Network и O’Reilly AlphaTech Ventures. Наконец-то проект — образец нового подхода к e-gov — показал, что может приносить деньги, никак не связанные с бюджетом.
Напоминаю, что SeeClickFix — это платформа, которая позволяет жителям города с минимальной затратой усилий сообщать о замеченных ими проблемах городской среды — разбитых фонарях, открытых люках и прорванных трубах. Заявки попадают в систему контроля, доступ к которой имеют власти города, и собственно на открытый сайт. После решения проблемы коммунальными службами, заявка «закрывается». Есть несколько вариантов подобных сервисов (в Британии, например, действует FixMyStreet), SeeClickFix явно выбился в лидеры. У них есть отличное API, к их системе легко подключиться любому городу — и ноша абонентской платы не так уж и тяжела: 45 $, 100 $ и неизвестно-сколько $ в месяц, в зависимости от набора услуг. Полученные инвестиции владельцы сервиса планируют потратить на улучшение веб-версии сервиса и приложений для смартфонов, а также повышение продаж.
У нас на базе движка SeeClickFix действует проект StreetJournal, покрывающий Пермь, Самару и еще несколько городов. Всего на сайте граждане заявили о 2184 проблемах, из которых власти решили 339. Я полистала список новых проблем в Перми (городе, где проект продвинулся дальше всего), первая заявка, отмеченная как принятая, относится к 17 декабря прошлого года, то есть, ни одна заявка, поданная за последний месяц, не была взята в работу. Это несколько расходится с объявлением «С 1 октября 2010 года сообщения о проблемах от жителей Пермского края, зарегистрированные на сайте, направляются в систему документооборота органов исполнительной власти. Ни одна проблема не останется без внимания и ответа», но я верю в перспективу проекта. Все равно получится.