Skip to content

Парадоксальная экономика пробок

Борьба с пробками — это один из основных пунктов повестки любого градоначальника, и очевидный вызов для городского электронного правительства. Как всегда, есть два класса e-gov решений — тяжелые инфраструктурные вещи: gps-приемники и умная система сбора оплаты за проезд в центр и парковку, интеллектуальное управление светофорами, уличные камеры, с помощью которых проще выставить штраф виновнику затор — и «легкие» soft подходы: сервисы совместных поездок, краудсорсинг идей по улучшению дорожной ситуации, Яндекс.пробки.

В The New York Times опубликована интересная статья Traffic Jam Economics, которая хотя и не касается государственных интернет-решений напрямую, но весьма популярно описывает суть проблемы

Основной тезис состоит в том, что меры, направленные на решение проблемы, только ухудшают ситуацию. Например, новые развязки и расширение дорог никак не разгружают траффик. В статье приводится ссылка на исследование, которое показывает, что невозможно разгрузить дороги, строя новые дороги. Больше дорог — больше пробок. Невозможно решить проблему траффика, наращивая количество такси: согласно расчетам, одна машина такси создает столько же траффика, сколько сорок частных автомобилей. Нет выхода и в создании идеального общественного транспорта — одни автовладельцы оставляют машину в гараже, другие радостно выезжают на освободившееся место.

Авторы приведенных исследований прозрачно намекают, что единственные меры, которые могут помочь — в повышении цены езды по городу.

Похожие статьи

  • http://twitter.com/barouh_boris Boris Ovchinnikov

    Очень странная статья в NYT, особенно учитывая, что ее написал человек из Массачусетса — а Бостон как раз является отличным примером резкого улучшения ситуации с пробками за счет строительства надземных и подземных хайвеев

    Исследование в American Economic Review говорит о том, что строительство новых дорог ведет к увеличению километража — но не говорит о том, что растут пробки или падает средняя скорость. Наоборот — рост пробега говорит о том, что ездить стало легче

    А исследование про Нью-Йорк и вовсе шибко политизированное. Я покопался в расчетах автора — и весь его пафос строится кажется на ошибочной оценке, что 74% пробега такси в Нью-Йорке приходится на Нижний Манхэттен. На самом деле, 74% пробега (и то не факт, что сама цифра посчитана правильно) приходится на поездки, начальным и/или конечным пунктом которых является Нижний Манхэттен. Есть там и другие ляпы, типа предполагается, что в центре города таксист проезжает в среднем столько же километров в поиске пассажира, сколько и на окраинах — уверен, что в действительности это не так

    А если говорить в целом, то все же мне по душе комплексный подход: новые дороги + развитие общественного транспорта + удорожание парковки в центре и других узких местах как стимул для отказа от поездок на собственной машине

Shares