Skip to content

Круглый стол: QR-коды в Москве

26 июня посетила круглый стол по программе QR-кодов в Москве проведенный ДИТ Москвы и Высшая школа экономики.

Проект «Культурные коды Москвы» предполагает размещение QR-кодов на значимых исторических объектах и создание под них путеводителя по городу нового типа: информация будет пополняться знатными москвоведами, общественными организациями, которые работают с наследием Москвы, самими горожанами. Сейчас важным партнером Москвы в этом деле являются «Москва, которой нет», «Старая Москва», Архнадзор.

Один мой товарищ называет проекты такого рода бирюльками, поскольку — ну, понятно, на самом деле, почему. Идея занятная, но практический выход неочевиден. QR-коды на стенках понятны ничтожной части проходящих мимо людей (по европейской статистике, только 15% владельцев смартфонов кликают на QR), смартфоны (по статистике МТС) составляют примерно 25% от всех проданных телефонов в первом квартале текущего года — то есть, по самым оптимистичным подсчетам, объемный штрих-код считают 4% прохожих. На самом деле, меньше. На круглом столе редактору отличного издания The Village удалось получить статистику первых внедрений: в майские праздники каждая из 14 qr-табличек на Тверской получала за день, в среднем, 10 кликов. Дарвиновский музей поставил себе большую вывеску с кодом — в итоге человек тридцать в день кликают.

То есть, рассматривать QR-коды как способ прямого информирования москвичей и гостей столицы о достопримечательностях, неправильно. В этом качестве коды не стоят своих табличек. Это много раз проговорили все участники круглого стола и их оппоненты из зала.

На разные голоса участники обсуждали варианты некоторой игры или бизнеса, которые разворачиваются над этой новой городской разметкой.  Варианты — о многослойный вики-гид по городу, который будут пополнять сами же горожане. Маркетинговый инструмент: основа потребительских игр, нестандартных рекламных кампаний. Опорные точки для экскурсионных маршрутов. Может ведь и интересно получиться.

QR-коды — это маленький, безобидный способ отработать принцип «государство как платформа». Дальше есть два сценария: если государственные ИТ-проекты совсем не рассматриваются как платформа, то получится еще одна вещь в себе: замкнутые на достаточно ограниченный информационный ресурс метки, которые придают пейзажу налет слегка старомодной кибер-продвинутости. Если платформа, то за счет двух простых и почти бесплатных мер можно сделать действительно интересную инфраструктуру:

  1. Объявить наличие qr-кода стандартом для всех новых вывесок, табличек и информационных щитов. Примерно так, как сделали в Нью-Йорке с разрешениями на строительство, которые вывешиваются около всех строек
  2. Сделать реестра городских qr-кодов в формате open data
За счет этого город покрывается густой сетью меток, на которой можно строить любые проекты: навигаторы, гиды, городские игры, информационные системы, антикоррупционные системы, образовательные программы.

Историческая справка: изначально QR коды применялись на конвейере заводов Тойота для лучшего учета элементов.

Похожие статьи

Shares