Skip to content

План создания электронных государственных услуг

Сегодня (15 сентября) прошла еще одна встреча на высшем уровне, посвященная государственным услугам. На очередном заседании правительства министр связи и массовых коммуникаций Игорь Олегович Щеголев представил проект распоряжения Правительства РФ, содержащий план перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг (исполнение государственных функций) в электронном виде.

Комментарий Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина:

Для каждой государственной функции будет установлен жесткий график внедрения информационных технологий. Разумеется, все необходимо сделать на самом высоком уровне. Электронный сервис должен быть действительно удобным для людей. (источник)

В Плане Минкомсвязи перечислено примерно 73 госуслуги, подлежащих переводу в электронный вид (источники, как всегда, расходятся в численных оценках, то ли 73, то ли 74, то ли 76). Список состоит из госуслуг, описанных в распоряжении Правительства РФ от 25 июня 2009 г. №872-р, и новой порции, обещанной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Сергеем Семеновичем Собяниным в ходе визита в Казань. Первая контрольная точка плана — 15 ноября 2009 года, к этому моменту все перечисленные госуслуги должны оказаться на первом этапе электронизации. Впрочем, в этом нет особого челленджа:

1 этап – в сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на едином портале государственных и муниципальных услуг будет размещена информация об услугах. (источник)

Второй этап тоже не обещает разжигания амбиций:

2 этап — на едином портале государственных и муниципальных услуг станут доступны для копирования и заполнения в электронном виде формы заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги. (источник)

Левелап до второго этапа большая часть ответственных за список ведомств должны получить в декабре этого года. Максимальная в этой системе оценок стадия развития электронной госуслуги, пятый этап, отнесен на декабрь 2011 года — начало-середину 2012.

Доступ к электронным госуслугам будет предоставляться либо через логин-пароль-адрес электронной почты, либо с помощью некоторого «более мягкого варианта ЭЦП».

Не представляю, как можно будет реализовать 1 этап к 15 ноября, если единый портал госуслуг планируют открыть 31 декабря, ну да ладно. Смешной комментарий неназванного чиновника:

Это еще один шаг к реализации концепции электронного правительства», — объясняет источник в Белом доме. Портал открывается в конце года. Пока сайт находится по адресу: www.gosuslugi.ru. Но социологи изучают, насколько его легко запомнить. Возможно, у портала будет другой адрес. (источник)

Цитата наводит на самые черные подозрения по поводу сроков открытия портала. Несмотря на то, что единый реестр и единый портал «вшиты» в строющуюся модель электронных гослуслуг намертво, здесь еще могут быть подвижки — раз уж единый портал и так не стал единственным. Может, вообще ФГУП «Почта России» возьмет электронные госуслуги в свои руки, и, конечно же, сделает свой портал для этих целей.

Похожие статьи

  • tri_botinka

    Екатерина ! Народу не нужны нездоровые сенсации, а нужны здоровые :-) Услуг — 74 штуки, и это немало. Как и в любой услуге — в них будет этапность (как вы знаете — есть разное наполнение этапов для построения электронного государства — японский, канадский, сингапурский, США и пр. ) Обычно классически бывает «представление информации об услуге», затем двухсторонний интерактив с заполнением некоей формы (типа PDF для ФМС по паспорту нового образца) с возможностью распечатки или отсылки в ведомство по эл почте, а затем 3-й этап — полная интеграция с информационными системами, полная транзакция на услугу и уход от бумажного бланка к нормальным заполняемым только в электронном виде формам. Ваш 2012 год — это скорее всего — дата окончания последнего этапа — но можно постараться сделать первые этапы по услугам уже в этом году.
    По «Почте России» — в плане ЭП за ней отводится роль центров общественного доступа, хотя была инициатива МЭР превратить их в многофункциональные центры. Но зная изнутри как работает почта (та же Киберпочта в реальности) или даже элементарный статус — почта неохраняемый объект и ночью из нее деньги и ценные бумаги обязаны вывозить — непонятно кто это будет все дооборудовать и на какие деньги. Опять же по европейскому опыту оказание услуг через МФЦ — очень редкий случай (чаще для недискриминационного доступа отдельных категорий населения и граждан) — и делать его массовым даже там не стали.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Где же здесь сенсации? Все, ну, почти все, написано в пресс-релизах.

    Для разных услуг установлены разные доводки до пятого этапа, только первые два (которые, на мой взгляд, уже сто лет должны быть готовы, поскольку касаются не электронных госуслуг, а просто госуслуг) идут по одному графику.

  • http://ivan.begtin.name Ivan Begtin

    У австрийцев есть замечательный портал http://help.gv.au — где как раз есть все госуслуги. Но прежде чем переходить к электронным госуслугам, они вначале подробно описали все все имеющиеся в оффлайне.

    МЭР организовывали схожую инициативу в виде административных регламентов, только эти регламенты написаны так что пользоваться ими практически невозможно ибо в «человекопонимаемую форму» они так и не были переведены.

    Вообще вся эта затея с МФЦ и ЦОД'ами мне лично не нравится. Капитальные расходы очень велики, а вот результат, если он вообще будет, временный — до тех пор пока уровень проникновения ШПД не достигнет критической отметки.

  • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

    Я тоже против всех типов прослоект типа МФЦ. Это же противоречит самой идее электронных госуслуг! Вместо того, чтобы «спрямлять» траекторию получения услуги, в нее добавляются новые звенья и петли.
    Ну и описание… да. Нужно нанять полк опытных писателей инструкций, чтобы перевести это в человеческий вид.

  • tri_botinka

    Что касается плана и методики перехода на госуслуги то там звучат умные слова типа ARIS (с недавних пор ARIS Express стал абсолютно бесплатен), т.е. есть надежда на то что регламенты будут машиночитаемы. А там глядишь дойдет до BPM, оптимизации, навешивания KPI на процессы и пр прелести процессного управления. Второй вопрос «нужны ли МФЦ или нет» — без описания функциональности «для чего?» вообще некорректен. Если оформлять обращения и приносить стандартные бланки заявок — то точно не нужен. Если это будет что-то типа электронного нотариата, эталонного архива — если паче чаяния потребутся перевести документ из электронной формы в бумажную или посидеть, попить чайку и поговорить с консультантом — нужна ли вам услуга и как ее эффективнее получить (типа прослойки кредитного бюро при наличии кредитных отделов в банках) — то нужно. По сути МФЦ становится посредником между ведомствами и гражданами, делая «хорошо» в тех случаях где ведомства, субъекты, муниципалитеты делают «плохо». Первые автомобили тоже делали похожими на конные повозки — чтобы не было психологического отторжения.

  • tri_botinka

    Екатерина ! Если Вы будете «задним числом» править или вообще удалять свои комментарии — я писать вообще не буду. Вы конечно хозяйка и вольны делать все что угодно, но осадочек остается….

Shares