Моя поездка в Сингапур носила деловой, а не ознакомительный характер, поэтому большого блоггерского отчета я не планирую.
Хочу поделиться одним важным, на мой взгляд, наблюдением. В описаниях и пресс-релизах электронное правительство Сингапура поражает воображение. Складывается впечатление, что они уже в далеком и счастливом будущем, а мы в кошмарном прошлом, и век нам не сойтись. Но в реальности все оказывается несколько шероховатей — как только начинаешь чем-то таким разрекламированным действительно пользоваться, вылезает много маленьких деталей, которые не упоминаются в победных отчетах на конференциях.
Возьмем ту же визу, которую выдают 100% в электронном виде. Заполнять электронную анкету, подгружать сканы документов и оплачивать консульский сбор мне очень понравилось, то, что виза была готова часа через два, понравилось еще больше. Поэтому, когда в самолете начали раздавать иммиграционные карточки для заполнения, я не поверила, что это и мне нужно — наверное, эти карточки нужны кому-то другому, кто получает транзитную визу прямо на границе, например. Тем не менее, карточку, содержащую небольшую часть сведений, уже имеющуюся в базах данных великого электронного правительства Сингапура, заполнить пришлось — ровно также, как это делается на прилете в Египет.
С остальными электронными госуслугами дело обстоит похожим образом. Сайтов у них много, справочников и указателей много, но добраться до той самой формы каждый раз оказывается довольно проблематично — юзабилити и просчет пользовательских сценарий находятся на очень средненьком уровне. Опрос резидентов Сингапура и экспатов показал, что к взаимодействию с государством по личным вопросам они относятся ровно с той же степенью восторга, что и мы — и у каждого есть личная история бюрократических квестов.
Это я не к тому, чтобы принизить достижения Сингапура и тихо позлорадствовать. Там есть отличные решения, которые стоит изучать. Но и невероятного разрыва в уровне нашего развития тоже нет.