С прошлого года британские коллеги тестируют и оттачивают новый портал универсального доступа ко всем госуслугам Gov.UK, который заменит морально устаревший DirectGov. Я писала о публичной альфа-версии этого портала, которая поражает открытостью, скоростью разработки и хорошим стилем командной работы.
Нужно подчеркнуть, что Gov.UK — это сайт-навигатор по уже существующим электронным госуслугам, его функция — интегрировать и организовывать все процессы так, чтобы сделать использование госуслуг совершенно очевидным.
Портал организован вокруг идеи «потребности» — тех вещей, которые человеку могут потребоваться от государства: мне нужно получить новый паспорт, мне нужно получить разрешение на строительство. В первом подходе разработчики насобирали примерно 1800 разных потребностей. Чтобы управиться со всеми этими потребностями — классифицировать их, логично организовать, найти похожие, они сделали небольшое приложение, креативно названное Нидотрон:
Первоначальный список идей просеяли через несколько вопросов-критериев:
- нужно ли это людям
- есть ли у людей основания полагать, что за эту потребность отвечает государство
- только ли государство обеспечивает эту потребность?
- связано ли это с чьими-то правами или обязательствами?
- это временная необходимость или то, что поспособствует переходу на полностью электронные госуслуги?
Я регулярно читаю блог разработчиков портала. Там есть крайне полезные записи, которые можно только порекомендовать к изучению:
- О принципах подготовки текстов для описания электронных госуслуг. Как сделать так, чтобы довольно сложные, но важные, объяснения люди действительно читали, а не сканировали по диагонали
- Отчет о качественном тестировании портала на примере разделов «Налоги» и «Суд»
- Доступность портала для пользователей с ограниченными возможностями. Впечатляет список групп пользователей с особыми потребностями, которые тестировали портал (на мой взгляд, не хватает пользователей, страдающих расстройствами эпилептического типа):
- незрячие пользователи
- пользователи, использующие особые схемы настройки экрана
- глухие, использующие стандартный британский язык жестов
- посетители, пользующиеся исключительно клавиатурой (и никакими другими устройствами ввода)
- пользователи программ распознования речи
- дислексики
- аутисты и люди, страдающие синдромом Аспрегера (!)
- Использование статистики поисковых запросов для выявления потребностей аудитории
Пользовательское обсуждение беты организовано на американском сервисе GetSatisfaction (о нем я когда-то писала).